Износ цилиндров, колец и поршней приводит к уменьшению компрессии,
потере мощности и снижению экономичности двигателя.
Подвергаясь большим нагрузкам, крепежные детали могут вытягиваться, их
резьба - сминаться.
На поверхности камеры сгорания, на днище поршня и на клапанах могут
появиться отложения нагара, что приводит к самовоспламенению смеси и
перебоям в работе двигателя.
Все эти неисправности можно предупредить, если своевременно проверять
работу двигателя и устранять возникающие неполадки.
Для обнаружения стуков и причин, их вызывающих, необходимо двигатель,
прогретый до 80-85оC, прослушать с помощью фонендоскопа, состоящего из
стержня с мембраной и двух трубок со слуховыми наконечниками. Прикасаясь
стержнем к различным точкам двигателя, определяют его неисправность по
характеру стука или шума. Так, сильный глухой стук низкого тона в нижней
части блока, который хорошо прослушивается при резком изменении числа
оборотов коленчатого вала, указывает на недопустимое увеличение зазора в
коренных подшипниках. Стук в зонах, соответствующих верхнему и нижнему
положению поршневых пальцев, указывает на увеличение зазора в шатунных
подшипниках. Резкий металлический стук поршневого кольца, прослушиваемый
в верхней половине цилиндра и исчезающий при выключении зажигания в
данном цилиндре, указывает на увеличение зазоров между пальцами и
втулками головок шатунов или отверстиями в поршнях.
Опытные автомеханики умеют, как хорошие врачи, по звукам, запахам и
другим косвенным симптомам определить "заболевший" механизм, и
предупреждают аварийные ситуации.
Не претендуя на полноту изложения, попытаемся как-то систематизировать
разрозненные сведения, полученные от автомехаников и из специальной
литературы, предупредив заранее читателей, что не у всех двигателей
признаки неисправностей будут точно соответствовать нашим описаниям.
Итак, передняя часть автомобильного двигателя - это та часть, где
расположены приводные ремни. Как раз эта часть двигателя и является чаще
всего источником непредвиденных сигналов, прежде всего звуковых.
Так, например, свист или жужжание предупреждают о неисправности
генератора, водяного насоса или привода распредвала. В случае, если
свист и жужжание переходят в визг, его причинами могут быть
проскальзывание ремня генератора, отсутствие смазки в подшипниках
генератора и даже их заклинивание, замерзание или заклинивание водяного
насоса.
Стуки в передней части двигателя могут быть вызваны следующими
причинами:
износом деталей привода распредвала; ослаблением крепления вентилятора, его шкива или его кожуха, а также
крышки ремня ГРМ; ослаблением затяжки болтов крепления генератора; износом подшипников генератора; ослаблением крепления шкивов генератора, вентилятора или даже
коленчатого вала; износом подшипников водяного насоса. Легкое периодическое постукивание в двигателе, если оно усиливается на
поворотах, может указывать на низкий уровень масла или на ослабление
креплений самого двигателя либо его деталей: приемной трубы выхлопной
системы или корпуса воздушного фильтра.
Если при наборе двигателем оборотов постукивание усиливается, его
возможными причинами могут быть: увеличенные зазоры клапанов, изношенные
коромысла или погнутые штанги толкателей клапанов, изношенные толкатели
или изношенный распредвал, неисправный клапан или его пружина (при этом
двигатель может троить).
Сильный стук на холостых и рабочих оборотах (иногда сопровождается
миганием лампочки давления масла) может сигнализировать об износе
вкладышей нижней головки шатуна или коренных вкладышей.
Грохот в двигателе, работающем под нагрузкой, может являться следствием
износа коренных подшипников. Если лязг металла слышно при переключении
скоростей, его источником может быть разболтанный маховик. Грохот может
также говорить о разбитом посадочном отверстии шкива или изношенной
шпоночной канавке.
Детонация (металлические стуки в двигателе) при движении на подъем или с
ускорением - это процесс неуправляемого (взрывного) сгорания
топливо-воздушной смеси в бензиновых двигателях, причинами которого
могут быть: неправильная регулировка угла опережения зажигания,
низкооктановый бензин, свечи не того типа, выход из строя
вакуум-корректора прерывателя-распределителя. Если устранение этих
причин не прекращает детонации, двигатель необходимо отдавать в ремонт.
Детонацию не следует путать с хлопками поршней при запуске холодного
двигателя. Такие хлопки не опасны, однако если они слышны при ускорении с
хорошо прогретым двигателем, это указывает на увеличение зазора между
поршнями и цилиндрами. В этом случае двигатель подлежит ремонту.
При запуске холодного двигателя стук и даже грохот могут быть вызваны
тем, что давление масла растет слишком медленно. Это происходит либо
из-за низкого уровня масла, либо из-за износа масляного насоса, либо
из-за износа коренных вкладышей или выхода из строя предохранительного
клапана. Аналогичные симптомы можно наблюдать, если в двигатель залить
не то масло, которое ему нужно, или неправильно подобрать масляные
фильтры.
Часто в салоне автомобиля можно услышать посторонние запахи, которые
также могут предупреждать о неисправности автомобиля.
Так, например, запах кислоты может указывать на ее подтекание из
треснувшего или переполненного аккумулятора, а запах паленой тряпки,
скорее всего, подсказывает водителю, что он не отпустил ручной тормоз
или замешкался с педалью сцепления. Могут также слегка подклинивать
тормоза.
Наиболее частый случай - в салоне пахнет бензином. В этом могут быть
виноваты:
переполненный бензобак или утерянная крышка от него; течь в бензобаке, бензонасосе, бензопроводе и т.д.; подтекание бензина через дренажное отверстие бензобака; выход из строя игольчатого клапана карбюратора. Запах масла может сопровождать пассажиров и водителя автомобиля в тех
случаях, когда утеряна крышка маслозаливной горловины или пробита
прокладка клапанной крышки. Может быть забита система вентиляции
картера. Чаще всего запах масла говорит о том, что двигатель сильно
изношен, поэтому дымит. Кстати, в таком случае водитель должен заметить
повышенный расход масла на угар.
Особое внимание водителей хочется обратить на сигнальную лампочку
давления масла. Если она долго не гаснет, следует проверить, то ли масло
и в том ли количестве залито в двигатель. Полезно также проверить
исправность датчика давления масла на двигателе. Если все проверенное в
порядке, лампочка не замкнута на массу, следует проверить масляный
насос, а затем и коренные вкладыши.
Если лампочка давления масла на поворотах "подмигивает" - это следствие
либо низкого уровня масла, либо периодического замыкания провода датчика
давления на массу.
Очень противный визг, тон которого повышается вместе с оборотами
двигателя, свидетельствует о весьма неприятных явлениях: выходе из строя
подшипников водяного насоса или подшипников генератора, впускной
коллектор или карбюратор подсасывают воздух. Может быть и такое, что
шестерня стартера не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Подсос воздуха между карбюратором и впускным коллектором сопровождается
свистом. Место неисправности может быть обнаружено при помощи мыльного
раствора, который кистью наносится на подозрительную зону.
Свист в районе карбюратора может также появляться в случаях повреждения
или неплотной посадки шланга вакуумного усилителя тормозов (если он
есть), шланга вакуум-корректора зажигания, неправильной установки
воздушного фильтра, а также износа оси дроссельной заслонки.
"Просечка" выхлопных газов, особенно слышная при ускорении, является
следствием пробоя выхлопной системы (приемной трубы, прокладки
выпускного коллектора и т.д.). Иногда все намного проще, и после
подтяжки крепления приемной трубы нормальная работа двигателя
восстанавливается.
Перебои в подаче топлива, приводящие иногда к остановке двигателя, могут
быть следствием неисправности пробки впускного клапана топливного бака,
снижения давления и производительности топливного насоса, попадания в
бензин воды и ее замерзания в трубопроводах. Поскольку топливный насос
является сложным агрегатом, его лучше проверять непосредственно на
двигателе. Для этого отсоединяют трубку от карбюратора и проворачивают
коленчатый вал или действуют рычагом ручной подкачки. Из трубки должна
выбрасываться полная струя топлива.